Современный потребитель - какой он?

Время прочтения5 мин.

Бизнес направлен на получение выгоды. Это логично. Однако получать регулярную выгоду удается в тех случаях, когда понятно, что и кому продаете. Для этого маркетологи усиленно изучают клиентов организации, составляют «портрет целевой аудитории», а далее на основании выявленных интересов и возможностей организации выстраивают воронку продаж и стратегию продвижения.

Целевая аудитория — это частный случай «портрета» рядового потребителя. Даже если клиенты компании продолжают приобретать товары, но изменения в глобальном плане начались, то общие тенденции затронут и их. Поэтому важно понимать, какой на текущий момент на рынке среднестатистический потребитель, что его волнует, а до чего нет дела.

Если изучать этот вопрос с «внешней» стороны, просматривая рекламу, как отражение массы маркетинговых кампаний, то создается ощущение, что потребитель — это довольный и радостный после приобретения товара или услуги человек. Жизнь тяжела, но с легкостью поворачивает в позитивное русло.

Психологи же отмечают, что «картинка» не соотносится с текущей реальностью. В обществе наблюдаются апатия, уныние, потеря потребительского интереса. Маркетологи выдумали и применили столько стратегий, что клиенты пресытились и устали. Общество потребления разочаровывается в постоянном притоке новых и новых товаров и услуг, качество и польза которых падает. Люди отказывают в приобретении до тех пор, пока маркетологам не удается вновь удивить.

Ситуация также осложняется неутешительными и регулярно не обнадеживающими финансовыми и политическими новостями. Если раньше люди массово начинали покупать «на всякий случай», то теперь апатично ждут итога, после которого «засуетятся».

Причины негатива

Когда видим даже не негативный, а безразличный взгляд потребителя, то стоит разобраться, почему это произошло. Ведь это станет началом пути к изменению ситуации.

Основой для отношения к рынку для человека в первую очередь становится экономическая ситуация в стране. Ведь чем больше давления и тревожности, тем меньше энергии на конкретные действия.

В нашей стране на платежеспособное население ощутимо повлияли следующие глобальные события:

  • кризис 1990х;
  • череда кризисов, стартовавшая в 2012 году, особенно на контрасте с позитивными предшествующими годами;
  • пенсионная реформа, начавшаяся в 2018 году, которая «ударила» по людям среднего возраста;
  • пандемия Covid-19;
  • политическая нестабильность после февраля 2022.

С каждый новым кризисом и потерями финансового обеспечения на желаемом уровне люди теряли потребность во все большем приобретении товаров или услуг и выходили на покупку только того, в чем нуждаются и отдельных «мелочей», чтобы хоть минимально порадоваться.

Экономисты также утверждают, что одним из показателей потребительской активности в обществе становится процент участия в благотворительных и экологических проектах. Ведь если у человека в наличии «свободные финансы» или желание быть полезным окружающим и планете, то процент в массе населения ощутим. Статистика показывает, что более половины населения России не видят смысла и возможности даже в одноразовом участии в подобных акциях. Вот и еще один признак апатии.

Возрастные группы

До этого речь вели о «среднестатистическом потребителе». Но логично предположить, что человек в 15, 30, 50 и проч. лет ведет себя на рынке по-разному. Разберем как.

25–45 лет

Согласно статистической информации средний возраст платежеспособного человека на российском рынке составляет 39 лет. Это человек с уже сложившимся мировоззрением, жизненной позицией, отношением к семье и проч. Причем возраст указывает и на рождение в 80х годах XX века. Закладывание воззрений и стереотипов происходило в те самые «девяностые», а «сознательная жизнь» началась на рубеже тысячелетий. Это люди, которых кризис распада СССР и последующих годов хоть и затронул, но не в каждом случае эмоционально. «Встать на ноги» многим удалось как раз ближе к спокойным 2000–2010. Тем страшней выглядели следующие проблемы.

В итоге в сознании такого потребителя живет установка, что на рынке должна быть «справедливость» «для всех», но особенно «для меня». Ломка стереотипов и устоев отразилась на сознании таким образом, что люди регулярно отказываются брать на себя ответственность, ведь «все равно рухнет» и проявляют инертность в каждой области жизни.

Только 20% из них считают, что смогли реализовать становление собственной финансовой достаточности и спокойно делают любые покупки.

45+

Люди старшей возрастной категории в потребительском отношении проявляют меньшую и еще более избирательную финансовую активность. Регулярно массы «свободных средств» не хватает, поэтому научились приобретать только нужные товары или услуги, хотя в отдельных случаях попадаются на маркетинговые уловки. Однако это опять же «компенсируется» недостатком средств.

18–25 лет

Младшая потребительская группа представляет с психологической точки зрения еще больший интерес. Регулярно это люди, воспитанные родителями, пережившими первые кризисы, а значит, привыкшие не доверять миру и собственным силам. Если «средний возраст» выработал привычку «терпи, но иди», то здесь в наличии тотальный страх и отрицание современной экономической реальности.

Такие люди в ощутимом проценте начинают идеализировать общество и устои советского периода, потому что привыкли слышать только позитивные стороны. В их сознании выстроен образ идеального общества Советского Союза и мечта в нем жить. При этом основной доктриной становится, что окружающие заботятся о человеке, все ему должны, обеспечивают покой и стабильность. Но забывают, что изначальной основой советского общества был рабочий класс. Люди, которые зарабатывали на собственные желания и нужды трудом.

В итоге получаем инертную группу, которая с платежеспособной стороны хоть и хочет приобретать товары и услуги, но желательно не на собственные средства, которые им, кстати, «должны давать родители» или само общество.

Перспективы общества потребления

Современный российский, да и мировой потребитель постепенно пришел к тому, что жизнь в обществе потребления на желаемом уровне доступна только в кредит. В развитых странах процент закредитованного населения стремится к 100%. Люди находятся в долговом рабстве, которое создает видимость радостной жизни и потребления желаемого.

В нашей стране потребители пытаются идти по этому пути. Да, варианты взять средства и покупать желаемые товары в наличии и реализация присутствует. Отличием становится отсутствие ощутимого уровня доходов. Кажется, что европейцы не могут быстро и просто расплатиться с кредитными обязательствами, но у них такой вариант в наличии. В России уровень доходов среднестатистического человека не позволит такое организовать. Кредиты берут, но отдать не могут. Это осложняется также высокой стоимостью товаров первой необходимости (продуктов питания и проч.). В итоге люди приходят к тому, что перестают потреблять, ведь средств хватает только на минимум и выплату процентов.

Видя такое положение, бизнес в стремлении самосохраниться повышает цены, ухудшает качество товаров, делает «яркую упаковку», которая внутри пуста. Опять тупиковый путь. Последнее желание потреблять падает.

Заключение

К сожалению, портрет современного потребителя для бизнеса неутешителен. Хотя в наличии люди, которые продолжают покупать, но их число стремительно падает. Бизнес, несмотря на все принимаемые меры, вынужден уменьшаться, закрываться или уходить в узкую спецификацию, что проблематично.

Выход из текущего положения в позитивном ключе не ясен. Требуется некий общий подход, когда и бизнес предложит потребителям доступные товары и услуги и потребитель сможет покупать на собственные средства, а не рассчитывая на кредиты и субсидии.

Надеемся, человечество найдет позитивный путь. Пока же остается действовать привычными маркетинговыми схемами, пытаясь привлечь хотя бы те малые средства, что у людей еще в наличии.

 Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности