Структура сайта - есть ли важность для бизнеса?
5,5 мин.
Когда представляется интернет-ресурс с точки зрения веб-программиста, то видим некую иерархию страниц, которые заданным образом связаны между собой. Хаотичный и бессистемный набор страниц возможен, но это ощутимо отражается на бизнесе.
Представим, что в наличии такой «хаотичный» сайт, который владелец решил продвигать. Маркетолог разрабатывает стратегию и заказывает ряд посадочных страниц. Пользователь находит страницу с заинтересовавшей его информацией, решается, например, на покупку и… Собственно все. Найти дополнительные товары без труда — не получится. Найти информацию по доставке, оплате — тот еще квест. Посмотреть дополнительные товары, чтобы увеличить объем корзины, а для интернет-ресурса соответственно прибыли — тоже нет варианта. В итоге заказов минимум, поведенческие факторы на нуле, продуктивность маркетинговой кампании отсутствует.
При этом каждый из указанных негативных итогов получится избежать, если заранее продумать структуру интернет-ресурса, принципы взаимодействий страниц и реализовать это на практике. Даже сайт, состоящий из 3–5 страниц, при корректной проработке втягивает клиента в воронку продаж и мотивирует на взаимодействие с организацией.
Понимая значение структуры, как внутренней логики интернет-ресурса, разберем, какие типы существуют и в каких условиях требуются в реализации.
Типы структуры сайта
Рассматривая сайт, как структурируемый объект, выделяют три главных типа логики организации структуры:
- линейный порядок;
- иерархия;
- блоки.
Разберем подробнее.
Линейная структура
Этот тип структуры интернет-ресурса — простой и доступный. Логика заключается в том, что для посетителя доступен единственный целевой маршрут и список операций, которые приводят к выполнению заданного действия. Например, заказа продукта, предоставления контактной информации, заказ обратной связи и проч.
Такие сайты имеют минимальный набор страниц и ощутимо ограничены в количестве публикуемой информации. Таким образом, под это определение структуры попадают:
- сайты-лэндинги;
- одностраничные сайты-визитики;
- промо-сайты под конкретный продукт;
- сайты с небольшим набором страниц, но конкретным переходом между ними (пример: ресурсы, направленные на прохождение онлайн-занятий) и проч.
Логика в том, что внимание посетителя не рассеивается, а поддерживается в конкретном фокусе и споро выводит на совершение целевого действия. Дополнительная информация подразумевается отвлекающей и бессмысленной для заданной цели.
Обратим, внимание, что подобная «однозадачность» приводит к тому, что таковые интернет-ресурсы не подразумевают роста. В наличии конкретная цель и ее достижение. Расширение не допускается, ведь приведет к хаотичности и запутыванию, а значит, падению поведенческих факторов и росту раздражения пользователей.
Для тех же указанных промо-страничных сайтов-курсов: пока предоставляете 1–2 варианта — работает. При наличии большого числа разнонаправленных модулей и расширения типов подачи информации, линейная логика теряется, что на порядки усложнит работу с интернет-ресурсом для клиента.
Получаем, что если для сайта рост подразумевается, то требуется переход к иному типу структуры.
Иерархическая структура
Это, наверное, наиболее перспективный и подходящий для бизнеса вариант. Такая структура отдаленно напоминает «дерево» с той разницей, что дерево растет снизу вверх из единого корня, а иерархия строится сверху вниз, но также от единого раздела с разветвлением по логичным подразделам.
Отсутствие единого порядка работы с интернет-ресурсом в этом случае — усложняющий работу элемент, ведь выстроить единственно правильную последовательность действий невозможно. Разработчик продумывает набор сценариев, по которым потенциально пройдет пользователь, взаимодействие между отдельными логическими подразделами и варианты перемещения между ними.
Из описанного понятно, что иерархическая структура подходит для реализации:
- интернет-магазинов;
- сайтов-блогов;
- интернет-порталов;
- форумов;
- корпоративных сайтов внутренней или бизнес-тематики и проч.
Главное преимущество иерархической структуры — логичное разделение массивов информации на группы-разделы. Так пользователь интернет-магазина, когда ищет конкретный товар, находится в рамках одного раздела, но профессиональный маркетолог продумывает, как дополнить его «фокус» сопутствующими товарами из прочих категории и т. д. Повышаются охваты изученной информации и потенциальная корзина для заказа.
Несмотря на разветвленность структуры, работа по набору сценариев позволяет если не разработать набор конкретных линейный действий по сайту, но направление на прохождение неких «контрольных точек». Таким образом, независимо, какой тип товара клиента заинтересовал и в каком месте человек зашел на интернет-ресурс, его действия приводят к составлению корзины и оформлению заказа.
Если сайт-блог, то и там целевые действия направлены на облегчение перемещения между массой информационных разделов и сохранение заинтересованности в изучении.
При иерархической структуре интернет-ресурса уделите внимание тому, чтобы значимые для логики взаимодействия сайта страницы находились в быстрой доступности. Например, для интернет-магазина это переход на главную страницу, страницы с информацией по доставке и оплате, корзина, страница с контактной информацией и аналогичные.
Отдельно уделите внимание потенциальному росту интернет-ресурса, что избежать хаотичности страниц по мере роста количества размещаемой информации. Это позволит сайту функционировать долгий срок без масштабного обновления.
Блочная структура
Этот вид структуры интернет-ресурсов представляет собой набор информации, которая делится на блоки, слабо связанные между собой по смыслу. Например, если для бизнеса владелец создает сайт, который содержит и информацию для клиентов, и для партнеров. Это принципиально разные группы, поэтому смешивать для них страницы негативно. Создают параллельно существующие информационные блоки, которые напрямую между собой не связаны.
Да, основная информация по блокам может находиться на главной странице, но при этом нельзя ее считать основной и стартовой как в ряде сценариев с иерархической структурой. С линейной точки зрения допускается применение этой логики внутри одного блока, но обилие информации также приведет к желательной проработке набора сценариев.
При блочной структуре разработчику в тандеме с маркетологом требуется продумать, как, попадая в относительно случайное место сайта (по целевому запросу из поиска, ссылке из письма электронной рассылки или проч. способом), разобраться с логикой дальнейших перемещений. По сути каждая такая «посадочная» страница рассматривается, как стартовая и вовлекающая в воронку продаж.
Подобный тип структуры подходит для:
- сайтов, ощутимо разделяющих информацию для групп целевой аудитории;
- масштабных интернет-платформ;
- сайтов медиа-ресурсов и проч.
Заключение
Наличие трех основных типов структур интернет-ресурсов предоставляет для бизнеса широкое поле деятельности. Нельзя выделить продуктивную или нет структуру. Каждый бизнес ставит собственные цели и задачи и подбирает под них подходящий вариант. Продумывание и расчет на начальном этапе позволяет создать интернет-продукт, который будет работать на благо бизнесу, привлекать клиентов и лидов, мотивировать на целевые действия и при этом в наличии вариант под расширение деятельности и объема и типа публикуемой информации.
Структура — это логика, которая удерживает пользователя на сайте, сохраняет его интерес и ненавязчиво приводит к целевому действию. В непродуманном и хаотичном варианте в массе это не получится, а значит, прогресса, да и стабильности в интернет-сегменте бизнеса не будет.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс в обязательном порядке продумывает и рассчитывает подходящий вариант структуры для сайтов наших клиентов. Каждый новый проект или полный редизайн проходит этот этап в начале, что позволяет ускорить и упростить разработку и получить результат, подходящий для функционирования и развития бизнеса.
С нами ваш интернет-ресурс удобен клиентам и мотивирует их на продуктивное взаимодействие!