Мошенники и спамзвонки - как реагировать

Время прочтения5 мин.

Регулярные звонки, когда предлагают услуги организаций, замену окон, бесплатное посещение ультранового массажного салона, поступают регулярно каждому человеку. Это стало привычной рутиной. Люди борются, но «рекламщики» находят новые пути и способы. Иногда бывает серьезней. Это ситуации, когда телефонные мошенники пытаются играть на страхах и эмоциях, вытягивая у людей немалые деньги. И не стоит думать, что угроза только для людей старшего поколения. Нет, психологи продумывают и рассчитывают так, чтобы «попасться» мог человек любого возраста.

Это то, что касается человека, как физического лица. Однако новые «волны» начинают захлестывать и организации. Если раньше юридические лица страдали при навязывании дополнительных услуг по рекламе бизнеса, то теперь начали действовать и мошенники. Ведь компании обязаны выкладывать в открытый доступ официальные сведения: контакты, некоторую финансовую и юридическую информацию и проч. Это становится для злоумышленников отправной точкой в создании опасных схем.

Спамзвонки

Первой «волной» телефонной агрессии считают появление активного рекламирования услуг для бизнеса. Это единичные звонки, массовое напоминание о себе или звонки роботов-информаторов.

Проблемы для работы организации

Очевидная проблема от спамных звонков — это бессмысленная трата рабочих ресурсов — времени, денег, нервов сотрудников. Однако это только очевидное. Серьезным фактором становится перегрузка телефонных линий компании, автонабор роботами. И не так важно, будут ли озвучены сообщения или только звонок и сброс при ответе. Это может:

  • парализовать работу службы обратной связи;
  • помешать в эти моменты дозвониться до организации потенциальным клиентам;
  • постоянная занятая линия стремительно рушит репутацию и проч.

При этом причины такого нападения как попытка получить выгоду за то, чтобы атаку прекратили, так и недобросовестная конкуренция.

Иногда телефон компании начинают обрывать коллекторы. Да, агрессия может быть направлена не на саму организацию, а на конкретного сотрудника. Но происходит парализация нормальной деятельности работников у телефона.

Еще одной проблемой спамзвонки становятся для компаний, которые собирают информацию о звонках для маркетинговых показателей. Например, отслеживают статистику обращений клиентов после начала рекламной кампании. В этом случае спамзвонки в статистику также попадают и искажают общие выводы. Маркетолог будет сидеть и думать: как при таком количестве звонков так мало клиентов, в чем причины, разрабатывать новые стратегии. А дело в неверных исходных данных.

Способы борьбы

Нет варианта «безобидного» спамзвонка. Если это звонят операторы колл-центров с предложением услуг, то отнимают время, достаточно навязчивы и звонят регулярно, действуя на нервы сотрудникам. Однако бороться с ними можно. Потребуйте удалить вашу компанию из списка обзвона на основании нарушения Федерального закона «О рекламе» статья 18 и Федерального закона «О персональных данных» статья 15. Однако так, отвадив одну компанию, на иных не воздействуете. Придется действовать «в ручном режиме». Возможно также размещение соответствующего сообщения на сайте организации в разделе с контактной информацией.

С ботами бороться еще сложнее. Если это регулярный, но единичный обзвон с записанным сообщением, то хватает положить трубку, чтобы не терять время. Однако если массовый автонабор, то поможет только установка и подключение на телефонные номера специальных антиспам-сервисов. Это тоже не 100% защита, ведь звонки приходят не с одного номера, а распределяются динамически. Однако сервисы постепенно набирают базу «сомнительных» номеров и могут или предварительно оповещать до принятия вызова на мобильном телефоне, или заносить номера в «черный список». Однако делается это только под «живым» контролем вашей организации. Ведь не исключено, что сотрудничаете с компанией, которая занимается массовыми обзвонами для организации официальных социологических опросов, операторами банков и проч.

Заметим, что автонабор официально запрещен в ч. 2 ст. 18 ФЗ «О рекламе». Обратитесь с жалобой на соответствующую компанию. Однако подавать иск в суд не следует. Жалобы по таким вопросам рассматривают:

  • Роскомнадзор — отслеживание распространения персональных данных;
  • Центробанк — контроль работы банковских организаций;
  • Федеральная антимонопольная служба — контроль над соблюдением согласия абонентов на получение звонков.

В наличии специальное приложение «Росспам», для обращений как физических, так и юридических лиц.

Варианты телефонного мошенничества

Если спамзвонки — это неприятные раздражители, то телефонные мошенники представляют серьезную угрозу для бизнеса.

Ранее мошеннические схемы юридических лиц мало затрагивали, но постепенно, к сожалению, и эта сфера набирает обороты. Цель — получить доступ к закрытой банковской информации, для проведения транзакций или хищения финансов с расчетных счетов организации.

Заметим, что банковские системы защиты клиентов работают на высоком уровне, быстро изменяются и приспосабливаются к предотвращению мошеннических операций, усиливаются меры защиты и идентификации клиентов. Однако и злоумышленники изворотливы и придумывают новые схемы, которые срабатывают в единичных случаях. Да, банк может оперативно отреагировать, но клиенты, которые первыми попадут под эту схему, под серьезной угрозой.

Рассмотрим, например, вариант работы мошенников, который лучше срабатывает летом. Ведь это пора отдыха. Директор уезжает в отпуск, но частично остается на связи. В этом случае не обладает полной информацией о текущем положении дел и становится целью для мошенников.

Итак, представьте ситуацию: звонят из «Службы безопасности Сбербанка» по поводу подозрительных транзакций на счету организации. Говорят о полиции и прокуратуре, блокировке расчетного счета и «замораживании» всех операций. Для предотвращения угрозы требуется пароль, который приходит на указанный телефонный номер владельца счета. И тут смс с паролем приходит. И с номера 900! Степень доверия сразу повышается на порядок. Ведь как мошенникам удалось бы взломать доступ к официальному номеру банка. И стоит поспешить, не подумать, назвать этот злополучный код, и контроль над счетами утерян.

А схема относительно проста. Одновременно со звонком злоумышленник посещает отделение банка. Проходит регистрацию на гостевом терминале в отделе для юридических лиц. К сожалению, найти информацию о компании по закону можно в открытом доступе. И вот тут терминал и отсылает официальный код. И хотя в самом сообщении написано, что нельзя сообщать код по телефону, даже сотруднику банка, на эмоциях это делают. А дальше в отделении авторизованный злоумышленник спокойно провернет требуемые манипуляции со счетами.

Отсюда вывод: четко оценивайте получаемую информацию. Финансовые организации не решают вопросы вот так быстро-быстро без времени на раздумья. Да, блокировку включают, но вот так, чтобы по смс сразу все разблокировать — вряд ли.

Главное запомните, банковские организации в 95% случаев по изменению ключевой информации по расчетным счетам требуют физическое присутствие владельца счета в отделении. Любые действия по телефону с обязательным озвучиванием личных кодов из смс и проч. незаконны.

Резюме

Мошенники существовали и будут существовать, как и спам. Это способ заработать большие деньги при относительно небольших вложениях.

Подключайте антиспам, проведите беседу с сотрудниками о правильном ответе на навязчивые звонки, оповестите о последствиях на своем интернет-ресурсе. Если это и не уберет спамзвонки в ноль, то уменьшит общее количество.

Советуем проявлять бдительность, осторожность и здравый смысл. Не идите на поводу эмоций, поддавшись панике или услышав в телефонной трубке о «полиции», «прокуратуре» и проч. Финансовые организации без бюрократических мер не действуют. Ведь это защита для них против судебных исков и разбирательств.

Придерживайтесь простых правил, и ваш бизнес будет в безопасности.

Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности