Мобильное приложение: этапы создания и сроки
6 мин.
Мобильное приложение при условии, что бизнес до него «дорос», становится трамплином для очередного витка развития. Подробнее о том, кому требуется и в каких условиях, писали в этой статье.
Продолжая ту же тему, рассмотрим вопросы непосредственного создания мобильного приложения по этапам с технической и временной точек зрения.
Предварительный этап
Перед созданием мобильного приложения заказчику требуется прояснить, хотя бы для себя, что планирует увидеть в итоге и какие технические особенности требуются в обязательном порядке. Желательно хотя бы поверхностно продумать это самостоятельно, потому что ряд разработчиков путает в попытках завысить цену или предложить максимально возможный набор функционала, независимо от того, требуется ли это заказчику.
Систематизируя и приводя к виду, пригодному к дальнейшему обсуждения, найдите ответы на следующее:
- Какова целевая аудитория?
Этот вопрос уже ощутимо сужает вариативность при формировании дизайна и функционала. Ведь логично, что подросткам регулярно требуется яркость и функциональные тренды, возрастным людям — стиль и удобство и проч. - Какой набор главных функций?
Проанализируете, что в приложении исполняется в обязательном порядке. Это становится как требованием области бизнеса, преимуществом перед конкурентами, так и базой для дополнительной работы. - Какие требования к внешнему виду?
Это опрос включает в себя описание дизайн-требований, соответствующих главным критериям и дизайну организации и ее интернет-ресурса в том числе. - Отдельные технические особенности и пожелания.
Например, планируется ли размещать приложение в Google Play или App Store, особенности дальнейшей поддержки и потенциальных улучшений и проч. Лучше отметить ряд лишних деталей, чем упустить критичное. - Каков бюджет?
Заказчик заранее рассчитывает, какой бюджет закладывается на разработку приложения. Причем это не обязательно конкретное число, а скорее диапазон «желаемое — выполнимое». В случае, например, потребности в масштабном приложении продуктивным решением становится разработка на выделенный бюджет рабочей, но не полной версии, а затем выделение последующих бюджетов на доработку и улучшение. При грамотной проработке удается распределить расход финансов без ущерба для проч. областей бизнеса и не вкладывать сразу средства с опасностью растраты без ожидаемого результата.
Вопрос выделения бюджета и стоимости неоднозначен. Регулярно заказчик выясняет с точностью чуть ли не до рубля, сколько стоит разработка мобильного приложения в разных организациях в надежде сравнить и выбрать приемлемое. При этом в итоге получает ощутимый разброс цен и, даже выбирая наименее затратное, по итогу тратит на порядок больше.
Такие ситуации возникают из-за того, что выдать конкретный прейскурант на создание заранее проблематично. Дело ведь не только в сложности дизайна или количестве функций, а в их качестве. Так в отдельных случаях реализация 2–3 сложных функциональных решений перекрывает более десятка простых.
Поэтому для получения конкретной суммы предварительно в обязательном порядке составляйте техническое задание. Это позволит исполнителю оценить объем, сроки и соответственно стоимость работ, а заказчика обезопасит при официальном договоре тем, что вложенный бюджет реализуется в ожидаемом объеме.
Этапы реализации
Подготовившись морально и материально, собрав предварительные сведения и пожелания, приступают к конкретным этапам.
Анализ требований
Заказчик регулярно формирует пожелания и требования в свободной форме. Задача исполнителя — систематизировать имеющуюся информацию и привести к пригодному для реализации виду.
Во-первых, собирают полный спектр сведений о компании и ее прямых конкурентах. Первая информация используется для размещения и решения организаторских вопросов. Вторая помогает найти ориентиры, которые скорректируют стратегию создания, чтобы получаемый продукт заранее не проигрывал конкурентную гонку.
Во-вторых, систематизируют пожелания заказчика о структуре и функционале будущего приложения, а также прорабатывают сопутствующие вопросы. Ведь заказчик требует необходимую ему базу для решения конкретных бизнес-задач, а исполнитель со своей стороны понимает, какие моменты в конкретных случаях необходимы в обязательном порядке.
В-третьи, оговаривают то, что конкретно считают успешным результатом разработки. Причем не только на момент запуска, но и на обозримый период после. Регулярно им становится срок 3–6 месяцев. В этот период исполнитель еще в отдельных случаях вылавливает и устраняет баги, а также в наличии вариант внести отдельные правки в функционал для лучшего достижения изначально заявленных целей.
Разработка технического задания
Как указывали выше — это обязательный этап для обеих сторон, если не желают рисковать бюджетом и временем. Чем качественней и подробней проработано техническое задание (ТЗ), тем выше результат и удовлетворенность им.
При этом единой обязательной структуры для ТЗ нет. Каждая компания исполняет вариант удобный ей, но подробный и понятный заказчику.
В проработанное ТЗ включают:
- описание конкретных задач, для реализации через мобильное приложение;
- выделение конкретных групп целевой аудитории;
- требования к интерфейсу и ролям пользователей;
- описание главных требований по функционалу;
- описание требований к безопасности, надежности и производительности;
- описание действий и операций по тестированию и отладке продукта;
- варианты поддержки и устранения при обнаружении багов;
- сроки реализации основных этапов, включая ограничения на время согласования и проч.
Сроки являются необязательным требованием, если компания разрабатывает только ТЗ, а непосредственно приложение исполняется иной организацией. Тем не менее, перед началом работ их следует не только обговорить устно, но и конкретно согласовать и подписать для устранения будущих недоразумений и недовольств.
Проектирование дизайна
Дизайн для мобильного приложения разрабатывает не один веб-дизайнер, который согласовывает собственное видение с пожеланиями клиентам, а как минимум два:
- UX-дизайнер (англ. «User Experience Designer») прорабатывает вопросы пользовательского поведения и взаимодействия с мобильным приложением, а также является обязательным тестировщиком получаемого продукта;
- UI-дизайнер (англ. «User Interface Designer») занимается непосредственно созданием внешнего вида мобильного приложения как в целом, так и в отдельных деталях и элементах.
Допускается, что над приложением работает один человек, но в обязательном порядке профессионал по обоим направлениям.
Реализация
Этап непосредственного создания мобильного приложения согласно подписанному ТЗ и согласованному дизайну.
Тестирование и отладка
Мобильное приложение, как и каждое программное обеспечение, проходят ряд тестирований.
Сначала идет этап альфа-тестирования, когда приложение проверяют непосредственно разработчики и дизайнеры. Это глубокая проверка как визуальной, так и внутренней частей приложения, выявление и устранение критических ошибок и багов.
Далее идет этап бета-тестирования, в которое включается заказчик и выделенные малые группы аудитории, которые взаимодействуют с приложением, соответственно выявляя недочеты и проверяя соответствие заявленным задачам.
Выявленные ошибки не накапливают, а стараются оперативно устранять, чтобы не растягивать этап тестирования и подготовить продукт к непосредственному запуску.
Поддержка и доработка
Как и каждый продукт в сети Интернет, мобильное приложение нуждается в мониторинге и поддержке. Ошибки накапливаются по независящим от разработчика причинам, возникают сбои или выявляется проблемы, которые пропустили обе категории тестировщиков. Наличие поддержки обеспечивает своевременное устранение негативных ситуаций и поддержание требуемой работоспособности.
Это также регулярно становится основой для будущих доработок и улучшений без полной перестройки функционала мобильного приложения и поддержания интереса пользователей.
Сроки реализации
Назвать конкретную цифру для создания абстрактного мобильного приложения проблематично. Разброс велик, как и с ценой заранее. Многое определится объемом работ, которых пропишут в ТЗ, а также наличием и количеством профессиональных сотрудников, занятых в этом проекте у организации-исполнителя.
В среднем разработчик закладывает период 1–5 месяцев, в зависимости от сложности проекта.
Еще раз напомним, что сроки желательно заранее официально зафиксировать на первых этапах.
Резюме
Мобильное приложение — шаг к развитию для бизнеса. Наличие запроса и бюджета на его реализацию позволяет создать продукт, который ощутимо поможет на рынке.
Главное: не старайтесь сэкономить на функционале и исполнителе. Если средств недостаточно лучше не делать ничего, чем получить продукт, вызывающий у клиентов недоумение и раздражение. Это ощутимый урон для репутации. Проработанное и профессионально исполненное приложение, даже при ограниченном изначальном функционале, повысит лояльность целевой аудитории.
Выполняйте этапы последовательно и с достаточной степенью проработанности и получите результат, позитивно влияющий на развитие вашего дела!