Отдел маркетинга: кому нужен и как сформировать

Время прочтения5 мин.

Непрерывное развитие бизнеса — непременное условие для получения прибыли. В противном случае компания в скором времени как минимум проиграет конкурентную гонку, а это значит, нет новых клиентов и малое число заказов. Поддерживается подобное развитие, в т. ч. в интернет-сегменте, за счет маркетологов. Это на начальных этапах создания интернет-ресурса требуется масса специалистов — веб-программист, веб-дизайнер, контент-менеджер и проч. Впоследствии же работа переходит в область маркетинга. Остальные «профессии» привлекаются при необходимости и по как раз выставленным маркетологом задачам.

Вопрос: если маркетолог необходим, то не завести ли его в собственном штате. Идея позитивна, только редко найдете человека-«оркестра», который профессионален в каждом маркетинг-направлении и способен и стратегию создать, и текущие задачи поставить, и исполнить и проч.

Регулярно речь идет об организации полноценного отдела соответствующего профиля. Вновь вопрос: дешевле организовать собственный или воспользоваться услугами профессионального агентства.

Ответим на каждый вопрос постепенно и органично. Для этого проанализируем деятельность маркетологов и отдела соответствующего профиля и поймем суммарную значимость для различных областей бизнеса.

Выполняемые задачи

Рассуждая о потребности в собственном отделе маркетинга, начнем с описания функций и задач, которые берет на себя в организации.

Создание стратегии

Целевая функция маркетологов — создать единую концепцию, которая поставит организацию на путь развития. При этом подобный этап включает в себя:

  • предварительный сбор информации о компании;
  • исследование прямых и косвенных конкурентов;
  • изучение соответствующей области рынка и проч.

Полученные сведения обрабатываются и анализируются для создания стратегии, которая однако гибкая и содержит варианты изменения при ощутимых переменах в собранной информации.

Разработка тактики

Единая стратегия представляет собой путь в «глобальном» плане. Для текущих задач стратегия не подходит. Поэтому маркетологи выстраивают план из конкретных решений и действий, которые выполняют сотрудники компании, выстраивают задачи на продвижение интернет-ресурса компании, ее групп в социальных сетях и проч. рекламных кампаний.

Это уже набор конкретных действий, которые подвержены регулярным изменениям в ответ на «внешние факторы» на порядки выше, чем стратегия. Ведь если цели компании сохраняются на протяжении времени, то текущие задачи ощутимо варьируются при действиях конкурентов или экономических и политических событиях.

Сбор информации

Хотя этот этап упоминали при создании стратегии, но отмечаем, что сбор и анализ не заканчиваются, если компания планирует развитие. Чем больше информации собрано и чем быстрее и продуктивней обработана — тем выше значимость и скорость реакции. Это в итоге влечет построение прогнозов и анализ правильности тех или иных принятых компанией решений.

Выстраивание воронки продаж

Текущие задачи тактического плана не только подчиняются единой стратегии, но и складываются в конкретную воронку продаж. Так каждая задача и действие находят собственное место и приводят к росту процветания организации при правильной обработке маркетологом.

При этом для среднестатистической компании регулярно одной «воронки» недостаточно. Подбирают алгоритмы работы с различными группами целевой аудитории для различных каналов привода к заказу в организации. Отслеживает и вносит правки в процесс также маркетолог.

Работа с современными инструментами

Конечно, маркетологи по умолчанию — профессионалы своего дела, знающие массу вспомогательной информации. Однако важно также наличие умения работать с разнообразными современными инструментами, облегчающими и ускоряющими работу. Причем в зависимости от уровня и бюджета организации, требуется как умение работать с бесплатными инструментами, так и с платными профессиональными.

Больший уровень профессионализма исполнителя повышает итоговую продуктивность использования каждого инструмента.

Разъяснение и демонстрация

Отдел маркетинга для компании — это не «черный ящик», куда попадает информация, а затем выдается результат в виде задач и стратегии. В прогрессивных организациях маркетологи отчитываются не только по факту и результатам, но и разъясняют те или иные решения. Это позволяет руководителю «держать руку на пульсе» и вовремя указывать, что курс компании, например, слишком отклонился в угоду современным трендам. Регулярно это превосходит пределы компетенции организации.

По этим причинам маркетолог взаимодействует с иными подразделениями и руководителем, презентует основные принимаемые решения и работает с конструктивной критикой.

Функции в «человеках»

Как писали ранее — найти одного сотрудника-маркетолога на единовременное выполнение описанных задач — утопично. Поэтому регулярно работают с набором сотрудников. Среди них требуются:

  • Руководитель.
    Основная рабочая единица, отвевающая за деятельность подчиненных и координирующая их действия.
  • Аналитик.
    Сотрудник, отвечающий за обработку поступаемой информации, а также проводящий анализ затраченных ресурсов на конкретные действия и с учетом полученной отдачи. Эта информация становится основой быстрых изменений, чтобы избежать финансовых растрат.
  • Стратег-теоретик.
    Маркетолог, создающий и отслеживающий соответствие маркетинговых действий компании ее целям и задачам. Планировщик на «глобальном» уровне.
  • Тактик-практик.
    Маркетолог, выставляющий конкретные задачи и текущие (временные) цели с учетом положения рынка и предложенной стратегом концепции. Выдает список конкретных действий, которые выполняют и по которым оценивают результаты работы.
  • Исполнители.
    Один или несколько сотрудников, исполняющие выставленные задачи. В компетенцию входит качественное исполнение без анализа и планирования действий, хотя комментарии по повышению продуктивности приветствуются.
  • «Менеджер».
    При большом отделе маркетинга требуется отдельный сотрудник, координирующий действия внутри отдела, а также для взаимосвязи с иными подразделениями.

Как выбрать «свой» вариант

Из указанных функций и набора возможных сотрудников следует заключение: чем отдел маркетинга больше и наполнен специалистами больших профессиональных компетенций, тем выше продуктивность. На практике регулярно такой уровень для большинства рядовых компаний не требуется. Это варианты для крупного бизнеса, а также профессиональных агентств, которые предоставляют соответствующие услуги.

Не следует также верить, если нашли одного человека, который обещает выполнить все поставленные задачи по анализу, планированию и исполнению в одиночку. Дело даже не в том, что такие люди уникальны и требуют значимой суммы для оплаты услуг, но и в том, что физически это утопично. Работать с большими массивами информации на малых временным промежутках, не упуская детали и проч. — малопродуктивно. Может ведь и заболеть человек — и тогда работа «встанет», что недопустимо.

Когда компания всерьез рассчитывает вкладываться в маркетинг, выделяет соответствующий бюджет и проч., то стоит задуматься о собственном отделе. В остальных случаях проще, да и финансово выгодней, обратиться за услугами агентства соответствующего профиля. Хотя собственный маркетолог в штате — лишним точно не будет, т. к. поможет координировать действия компании и сторонней организации, а также отслеживать качество работы.

Резюме

Без маркетинга в современном мире развивать компанию не удастся. Будут ли исполнять подобные функции сотрудники организации или стороннее агентство — решается в каждом случае индивидуально.

Главное: подходите к подобному вопросу серьезно. Набор собственного штата сотрудников из компетентных людей — это затратно как финансово, так и физически. В противном случае рискуете получить маркетинг такого уровня, что деятельности компании или ее репутации будет нанесен урон. Исправлять подобные ошибки сложнее, чем пресекать их изначально.

Интернет-агентство U-sl+Мирмекс призывает работать с профессионалами. Таким образом, затраты хоть и выше, но окупаются на порядок быстрее и продуктивнее. Грамотный маркетинг — основа современного бизнеса, что в офф-, что в онлайн пространстве.

 Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности