Фрирайтинг - инструмент для копирайтера и маркетолога

Время прочтения5,5 мин.

Каждый прогрессивный руководитель понимает, что создание текстового контента — необходимая задача для привлечения внимания к товарам или услугам компании. Одни пытаются создавать тексты собственными силами, другие прибегают к услугам профессиональных копирайтеров, которым ставят задачи маркетологи и работники в области SMM. Однако интернет-мир утверждает, что создание текстового контента заложено в каждом. Этот навык нуждается только в наработке умения и опыта.

Это так отчасти. Ведь «стройный» текст — это не только содержание, но и знание основ языка, на котором текст выполнен, умения использовать логические и грамматические обороты и проч. При этом текст для постов в социальных сетях по содержанию и наполнению даже проще. Ведь там цель — зацепить, а для этого подходят простые предложения и отсутствие громоздких речевых конструкций.

При этом если грамматику и орографию получается поправить автоматическими редакторами, то вопрос содержания остается «на совести» человека. Регулярно «начать писать» страшно при отсутствии явного таланта. Однако с этим продуктивно борются и создают массу методик для развития навыков копирайтинга. Подходящий метод — фрирайтинг.

Термины и определения

Основу концепции фрирайтинга описала в 1934 году американская писательница Доротея Бранд. Впоследствии эти идеи продолжил и развил французский писатель Марк Леви, благодаря книге которого метод пришел и в нашу страну.

Фрирайтинг (англ. «Free writing» — «Свободное писание») — метод, основанный на принципе развития навыков быстрого и продуктивного письма на заданную тему без излишних мысленных затрат.

Главное в методе:

  • непрерывное написание текста за малый промежуток времени;
  • отсутствие чрезмерных усилий;
  • обязательное временное ограничение;
  • развитие творческой мысли по заданной теме;
  • написание в манере «как думается»;
  • быстрое переключение внимания между темами и проч.

Как видно из указанных тезисов, фрирайтинг подразумевает работу с текстовой информацией в свободной манере при малых временных затратах. В современном мире подобное требуется, ведь тексты, например, для групп в социальных сетях нужны на регулярной основе в ощутимом количестве. При этом тематика хоть и единая для одного бизнеса, но требует рассмотрения с разных позиций и сторон.

Фрирайтинг призывает писать регулярно, но малым временным объемом. Этакими «сеансами» по 15–30 минут, при этом за указанное время «выжимая» собственный текстовый максимум. Не стоит также тратить время на проверку орфографии и пунктуации, редактирование и проч. За небольшой период выдаете в письменном виде «поток сознания» по теме и указанным тезисам, которые уже впоследствии приведете в приемлемый вид.

Регулярно фрирайтинг путают с методикой «Мозгового штурма». Однако основное отличие в том, что мозговой штурм — это диалог нескольких человек, который генерирует ряд идей, не каждая из которых записывается. В фрирайтинге же человек «выключает» окружающее и записывает все, до чего доходит мысль по теме.

Интересный факт: идеи фрирайтинга транслировал даже Николай Гоголь. В одном из писем В. А Сологубу писатель сетовал на то, что вдохновение не присутствует постоянно, поэтому лучший прием «сесть и писать», хотя бы на тему «Что-то сегодня не пишется». В голове рождаются мысли, цепляются и тянут одна другую — вот уже и текст получается.

Хемингуэй же советовал «Писать пьяным, а редактировать трезвым». Видим те же принципы написания в отвлеченном и расслабленном состоянии с последующей доработкой по уже созданному материалу.

Принципы фрирайтинга по Леви

«Страх чистого листа» и кажущееся отсутствие подходящих мыслей регулярно парализует и отталкивает от написания. Человек изучает сопутствующие материалы, разбирается в достаточной манере в рассматриваемом вопросе, но создавать собственное опасается. Для преодоления этого состояния М. Леви предложил конкретные приемы, выполняя которые начнете создавать продуктивный материал, незаметно даже для себя.

Принцип пяти минут

При создании нового материала уделите на первом этапе ему порядка 5–10 минут. Напишите, что думаете, собственные мысли и соображения, которые как имеются в голове, так и запомнились на основании изучения сторонних материалов. Отложите написанное еще на 5–10 минут и отвлекитесь.

Вернитесь к написанному и также в течение 5 минут дополняйте деталями. Повторите 3–4 раза.

В итоге получите уникальный текст, который доступен для анализа и редактирования.

Работа с тезисами

Для будущего текста отберите 5 ключевых терминов, по возможности сокращая каждый до 1–2 слов. Для каждого проведите отдельный малый сеанс описания-рассуждения. Можно писать определение термина, основные сопутствующие понятия и проч. конкретизирующие вещи.

Впоследствии это также составляет основу для текста статьи или иного материала.

Отключаем интеллект

Для описания проблемы понятным языком, близким рядовому читателю, в т. ч. стилю постов в социальных сетях, требуется ограничить количество сложных и научных фраз. Для этого проведите сеанс письма в стиле «Мое отношение». Не включая логику, начните с банального: почему любите или не любите тот или иной товар или услугу. Отпуская логику, мысль «потянет» за собой те детали, на которые обращаете внимание и что становится основным при выборе.

Потом останется только выделить главные моменты, которые лягут в основу текста.

Долой зацикливания

Фрирайтинг призывает «отпустить мысль». Навязчивое следование определенным терминам и понятиям регулярно приводит к кризису, когда уже не знаешь, что еще писать по текущему вопросу. Не описывайте одно и тоже. Переходя от одной мысли к другой, позволяйте себе отвлекаться и записывать и казалось бы отвлеченные вещи. Регулярно они отображают тот же вопрос, но с иной стороны.

Количество, а не качество

Фрирайтинг позволяет генерировать массу информации. Далеко не вся станет в будущем подходящим для публикации материалом, однако позволит набрать массу идей и мыслей, как для одной, так и серии публикаций.

За 10–15 минутные сеансы выписывайте каждую приходящую по теме мысль, сколь бы необычной она не казалась. Желательно не менее 50 пунктов. Так получаете детали и подробности, которые сможете впоследствии раскрыть.

Малое же количество, хоть и продуктивных идей ограничивает вариативность будущих текстов.

Письменный диалог

Чтобы создаваемый материал получался проще, не стоит зацикливаться на терминах и основах. Представьте, что ведете письменный диалог с другом, читателем, клиентом. Ведь устная речь регулярно дается проще письменной.

Такой диалог для прямой публикации не годится, но, объясняя и споря с абстрактным собеседником, получаете массу деталей и моментов, которые станут основой для текста.

Дополнительные особенности

Помимо описанных Леви приемов, иные писатели и публицисты предлагают несколько иных, но отлично встраивающихся в концепцию фрирайтинга.

Пишите от противного

Регулярно возникают ситуации, когда не знаете не только о чем писать, но и приходится работать с раздражающими продуктами. В этом случае фрирайтинг предлагает пускать поток сознания в привычном комфортном русле. Вот не любите мобильные телефоны, так и потратьте «сеанс» на описание того, что вам в них не нравится или раздражает.

Так не только начнете создание текста, но и выделите конкретные тезисы и понятия, которые станут центральными в описании.

Пробуйте вариации стилей

Предположим, поставлена задача описания товара для социальной сети. Привычные технические или научные определения и обоснования не привлекают читателя, да и самому не сильно интересно. Попробуйте описать продукт в нетипичном жанре, например, в радостном стиле или наоборот в стиле хоррор.

Заряд хорошего настроения и прилив писательского энтузиазма обеспечен.

Резюме

Фрирайтинг — это инструмент, который позволяет развивать навыки письма, учиться не зацикливаться и абстрагироваться. Созданные с его помощью материалы легки в прочтении, понятны и доступны широкому кругу читателей. И главное: способствуют избеганию «творческого кризиса».

Полученные материалы, конечно, нуждаются в значимой доработке и корректировке, но дают основу для множества текстов, написанных в уникальной манере и в значимом количестве.

Интернет-агентство U-sl+Мирмекс выступает за развитие навыков и опыта каждого привлекаемого к работе специалиста. Фрирайтинг по нашему мнению — удобный и продуктивный метод, позволяющий решить массу задач для маркетолога и копирайтера. Это становится основой для развития контентной составляющей бизнеса в сети Интернет.

 Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности