Эмоциональные траты: как научиться себя позитивно ограничивать

Время прочтения4 мин.

Привычка тратить не нуждается в дополнительных усилиях по «укоренению», Каждый первый выбирает тратить при наличии подобной возможности. Лишь единицы проявляют склонность к накоплению в ущерб необходимому — синдром Скруджа.

Нет ничего предосудительного в желании приобретать нужные вещи или продукты, приносящие радость и психологический комфорт. Другой вопрос, когда траты не ограничены здравым смыслом. Регулярно видим явление, когда перед получением зарплаты у человека в наличии финансовый ноль. Это свидетельствует, как правило, об импульсивных затратах или шопоголизме.

Скептики заметят: описанный выше случай может быть результатом разумного планирования бюджета. Нет, это не так. Разумный бюджет включает в себя «остаток на конец периода». Это деньги, которые станут в будущем «финансовой подушкой» на случай непредвиденных затрат. В противном же случае человек импульсивно тратит приходящее, иногда даже залезая в долги.

Ситуация с долгами выходит за рамки текущей статьи. Разберем: почему возникает желание и привычка эмоциональных трат и как с этим бороться.

Причины

Как ни парадоксально звучит, но полная растрата бюджета за указанный период без наличия предварительного плана характерна для значимого процента людей. При этом статистика показывает, что при возрастании дохода ситуация не меняется. Даже наоборот — человек с легкостью тративший 20 000 в месяц, быстрее «расправляется» с 40, и даже 100 тысячами.

Это явление получило название «нулевой финансовой емкости», т. е. нет варианта откладывать некую часть средств, а наоборот траты в ноль. Потому что чем больше денег, тем кажется, что большее себе позволяешь.

Психологи выделяют ряд причин, приводящих к подобному поведению.

Регулярный стресс

В стрессе находится до 95% взрослого населения. Причем это как негативное проявление (тревога, напряжение), так и позитивное (чрезмерная радость). И то, и другое для психики с течением времени разрушительно. Хотя негативные проявления встречаются на порядок чаще, ведь в позитивном ключе долго пребывать не получается.

В этом случае траты и удовлетворение «хотелок» за счет покупок становятся отдушиной. Так одни люди стресс «заедают», а другие «закупают». Шопоголизм на почве стресса протекает особенно активно. Ведь на краткое время позволяет отрешиться от проблем и порадоваться «достижению».

Компенсаторные проявления

Второй ощутимой причиной становится удовлетворение через материально-финансовый план желаний, в которых долго себе отказываешь или которые накапливаются со временем. Даже позитивные, казалось бы, списки желаний, которые маячат перед глазами долгое время, приводят к скорым тратам при наличии «лишних» денег, да и в ситуациях, когда слишком долго ждешь желаемого. Опять же аналогия с едой и диетами. Чем больше нельзя, тем скорее сорвешься.

Деньги и в этом случае компенсируют запреты. Особенно если до зарплаты осталось пару дней, а в кошельке или на карточке еще остались средства — позволяешь себе потратить лишнее, получая эмоциональную разрядку.

Учимся разумности

Изучая причины трат и шопоголизма, приходим к логичному выводу: избавиться от привычки не получится, ведь стресс и желания в наличии постоянно. Иначе жизнь превращается в серые будни: работа — необходимые покупки — отказ в лишнем «удовольствии» в пользу накопления — работа — и по кругу.

Однако нет ничего негативного в том, чтобы тратить на себя, когда хочется. При этом следует делать это с умом, перейдя на «позитивную сторону».

Нет импульсу

В первую очередь внимательно относитесь к импульсивным тратам на эмоциях. Когда сайты интернет-магазинов, реклама и иные ресурсы так и давят «эпическая скидка — заключительный час», подумайте — а так ли нужен продукт. Если обходились без него годами, то, что изменится в текущий момент. Не забывайте также, что скидки регулярно — это на практике и не скидки, а продуманный маркетинговый ход с предварительным повышением цены и проч.

Составляйте списки покупок и необходимого, ранжируйте вещи по степени важности в текущий момент и в перспективе. Конечно, если предложение на самом деле выгодно, а покупка — желанная, то не отказывайте в удовольствии, но это единичные продуманные ситуации, а не постоянное явление.

Компенсация в малом

Компенсаторные методики в психологии себя позитивно зарекомендовали. Если в наличии список желаемого, то рекомендуем значимый проект или достижение отмечать покупкой в разумных пределах. Так, завершив проект, не стоит покупать себе сразу костюм Prada, а понравившуюся свечу, кружку или канцелярию — пожалуйста.

Главное: выбирайте то, что на самом деле хочется и радует, но оценивайте размер затрат, не делая значимых, когда финансы «поджимают».

Наличные vs безнала

Еще один лайфхак современного мира — пользуйтесь наличными. Когда деньги «в телефоне» или на «карточке», потратить их на порядок легче в онлайн-пространстве. На этом маркетологи регулярно выстраивают стратегии по привлечению клиентов.

Ограничивайте онлайн-траты. Если сделать это тяжело, то снимайте наличные. В этом случае даже импульсивная покупка растянется на процедуру — дойти до банкомата и положить денег. Так осмысленности в действиях больше, да и лень поспособствует избеганию излишних затрат.

Заключение

Тратить больше — естественное желание каждого. Однако не соизмерять траты с доходами, выходить в ноль, а то и минус — негативно для человека. Для борьбы с этим явлением разберитесь в причинах, поймите предпосылки и закономерности и прокладывайте собственный позитивный путь. Только не выстраивайте стратегию исключительно на ограничениях. Чем больше запрет, тем сильнее желание и траты в «состоянии аффекта». Подходите разумно, но не отказывайте во всем.

Маркетологи и владельцы интернет-магазинов строили и будут строить стратегии продаж, основываясь на импульсивных и эмоциональных тратах в том числе. Они регулярно выдают массу «соблазнов» и хотелок, которые не каждому нужны. Проявляйте обдуманность поступков, иначе внутренний шопоголизм возобладает и испортит жизнь.

Баланс между желаниями и покупками позволяет гармонично тратить и улучшать финансовое положение.

 Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности