Копирайтер, UX-копирайтер, технический писатель - кто эти люди?!

Время прочтения5 мин.

Сайт без текстового контента — не сайт. Даже если создают простейший лэндинг, наивно полагать, что можно обойтись без текстов минимумом информации. Ведь даже короткие фразы создают правильно, иначе не будет выполнена главная задача — совершение заказа.

Созданием текстового контента для интернет-ресурсов занимается ряд специалистов, деятельность которых четко разграничена. Широко известен термин «копирайтер». Владельцы сайтов нередко считают, что только эти специалисты работают с текстами. При этом сама задача легка, поэтому справится и рядовой сотрудник компании при должном усердии. Это не так. Умения составить понятный текст грамотным языком недостаточно, чтобы достигать продающие цели. Опишем по порядку.

Над текстовой информацией для интернет-ресурсов работает ряд профессионалов:

  • копирайтер;
  • копирайтер типа UX;
  • технический писатель;
  • «узкие» специалисты и консультанты со стороны организации.

Сразу отметим, что «узкие» специалисты тексты не пишут. Цель для них — углубление и расширение рабочих качеств, писательство становится ненужным распылением сил. Конечно, такой сотрудник подойдет для должности технического писателя, но тогда потеряет возможность вкладывать максимум сил в должностной рост. В силу этого «узкие» специалисты консультируют, указывают на неточности и помогают авторам текстов донести верные факты до аудитории. В дальнейшем описании будет идти речь о первых трех группах писателей.

Копирайтер

Термин «копирайтер» вошел в обиход в мире и в России сравнительно недавно. Тем не менее история копирайтинга официально началась еще в начале XX века.

Копирайтер — это автор длинных текстов на интернет-ресурсах. Причем сфера деятельности не ограничивается исключительно создающими функциями. Авторы сочетают в себе не только писательский талант, но и навыки маркетолога, SEO-специалиста, менеджера. Требуется не только создать понятный каждому посетителю интернет-ресурса и клиенту текст, но и сделать это так, чтобы скрытно мотивировать на совершение заказа, привлекать к сайту внимание, возвышать над конкурентами в текущей сфере.

Иногда копирайтеров принижают. Непрогрессивные люди считают, что среднестатистический копирайтер создает бессмысленные тексты, призванные заполнить на интернет-ресурсах пространство и создать иллюзию экспертности компании. Связывают это в первую очередь с тем, что один человек не обязан обладать экспертностью одновременно в каждой описываемой области.

Круг обязанностей копирайтера обширен:

  • написание корпоративных текстов: обзоров, новостей, описаний товаров, пресс-релизов и проч.;
  • написание текстов с маркетинговыми целями для бумажных носителей;
  • написание статей в аналитическом стиле для работы компании;
  • написание статей для сторонних источников для повышения репутации и цитируемости организации;
  • рерайтинг устаревшего контента организации или статей конкурентов под цели компании и проч.

Помимо этого в каждой из создаваемых публикаций копирайтер применяет знания и навыки SEO-специалиста. Ведь типовой текст лишен продающего посыла, а требуется добавить, но так, чтобы читатель не заметил давления. Поэтому копирайтеры участвуют в разработке или знакомы с общим контент-планом компании. В противном случае заказчик платит за ряд может и хороших, но бессмысленных статей, которые суммарно не дадут прироста репутации и клиентской базы.

Копирайтера берут в штат, если фронт работ обширен и протяжен во времени, или оставляют внештатным сотрудником. Регулярно внештатно привлекают известных копирайтеров для написания значимых текстов, создаваемых по отдельному техническому заданию маркетологов для крупных рекламных кампаний. Хотя штатный сотрудник — предпочтительный вариант. Ведь в этом случае в наличии вариант контроля жизненного цикла текстов и своевременной подстройки и рерайта под изменяющиеся реалии.

UX-писатель или UX-копирайтер

Разновидностью копирайтеров недавно стали UX-копирайтеры или даже встречается название «UX-писатель». В этом случае приставка «UX» с английского обозначает «user experience» или «пользовательский опыт». Эта группа авторов занимается созданием микротекстов для интернет-ресурсов и иных сообщений.

Каждый, например, при заказе обратного звонка с сайта, сталкивался с сообщениями «Менеджер свяжется с вами для уточнения деталей» или фразами в меню или на всплывающих плашках. Причем такие публикации исполняют не только на интернет-ресурсе, но и в мобильных приложениях, рассылках и проч. За создание и отвечают UX-писатели.

Ряд людей считает несерьезным выделять группу специалистов по такому маленькому признаку, однако это неверная стратегия. Ведь такие малые сообщения побуждают продолжать сотрудничество с интернет-ресурсом или дают «крупинки», из которых складываются отношение к компании и репутация для каждого конкретного клиента.

Круг обязанностей UX-писателя включает:

  • выстраивание взаимодействия «Интернет-ресурс (компания) — Клиент»;
  • создание текстов для маркетинговых push-уведомлений, сообщений через email и смс;
  • создание простейших инструкций для пошагового выполнения операций совершения заказа, взаимодействия с приложением и иной работы с ресурсом компании;
  • написание кратких дайджестов о новинках для интернет-ресурса, баннеров или социальных сетей и проч.

Главное: UX-писатель занимается созданием базы для упрощения работы с интерфейсом интернет-ресурса компании. Это своеобразный проводник по правильному и короткому маршруту для достижения взаимопонимания и сотрудничества. Заметим, что для продуктивной работы важна слаженность взаимодействия UX-писателя и маркетолога.

Хотя выглядит так, что в создании минисообщений нет сложностей, на деле выходит иначе. Создать емкие и понятные фразы, чтобы отсечь сомнения клиентов, непросто. Ведь требуется быть лаконичным, избавляться от канцелярских штампов и писать согласно Чеховскому «Краткость — сестра таланта».

В настоящее время UX-писатели начинают распространение по России. Сначала компании Яндекс и Сбер озаботились о наличии таковых в штате вслед за тенденциями мировых гигантов Microsoft, Apple и Google. Теперь и иные крупные компании оценивают пользу такой профессии.

Технический писатель

Технический писатель — специалист в области узкоспециализированных текстов. Такие люди в совершенстве составляют инструкции, руководства пользователей, описывают процессы и составляют техническую документацию. Иногда заказчики перекладывают обязанности технических писателей на копирайтеров или рядовых сотрудников, но отсутствие умения составлять технические тексты приводит к печальным результатам, дополнительным тратам и лишней работе.

Заметим, что технический писатель разбирается в сути процесса, так как без этого написание ясных методических указаний невозможно. Поэтому обязанности расширяются за счет:

  • анализа и систематизации информации о сфере работы;
  • отслеживания актуальности опубликованной информации;
  • составления отчетов и рекомендаций по развитию;
  • создания баз данных и баз знаний в охватываемой сфере внутри компании и проч.

Отличительные особенности профессионального технического писателя: умение составлять сложный текст «легким слогом» и знание хотя бы одного иностранного языка.

Заключение

Умение создавать и редактировать тексты — обширное поле деятельности. В современном мире для этой работы появились и развиваются ряд профессий. Крупные организации всерьез задумываются о наличии в штате таких единиц, как копирайтер, UX-копирайтер и технический писатель. Для компаний поменьше — главное знать между ними различия и понимать, какой специалист, в какой момент требуется:

  • копирайтер пишет тексты;
  • UX-копирайтер пишет микротексты для взаимодействия клиентов и ресурсов;
  • технический писатель составляет документацию.

Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности