Не бойтесь постаматов

Время прочтения7 мин.

Мир меняется. Появляются новые и новые способы доставки и оплаты товаров, приобретенных через сеть Интернет. Количество интернет-магазинов и сервисов онлайн-продаж растет почти в геометрической прогрессии. Не каждое нововведение покупатели принимают: на первом этапе внедрения относятся настороженно и скептически.

Сегодня опишем такое направление доставки товаров, как постамат.

Постамат — это терминал, который работает автоматизировано и не зависит от наличия оператора. Такие терминалы размещают на минимальной торговой площади. Не нужно платить зарплату живому оператору: подключите питание, наладьте связь для обновления данных и проведения платежей — и работает.

Сфера использования постаматов сейчас — это работа с интернет-магазинами для доставки товаров малых габаритов. Однако развитие данной отрасли позволит постаматам охватить и доставку документации, и расширение механизма возврата товара, и даже доставку продуктов питания и проч.

При небольших затратах сеть постаматов охватывает обширные географические области, а значит, ускорит доставку товаров клиентам. А чем выше скорость доставки, тем охотней делают заказы, в том числе импульсивные. Растут продажи и прибыль, что возвращает к еще большему расширению сети таких терминалов.

Историческая справка
Еще в Советском союзе функционировали автоматы по продаже почтовых марок, открыток и проч. Однако постаматы в современном понимании в этом году празднуют только 20-летний юбилей.
В 2001 году в Германии немецкая курьерская служба DHL и австрийская компания KEBA разработали и реализовали первый прототип современного постамата. И уже к 2007 году эти новые приборы распространились по Европе. Да, пока работали только на выдачу, но техники трудились, чтобы организовать и прием. В Европе это удалось.
В России начало внедрения постаматов ведут с 2010 года. Однако только в режиме выдачи. Прием посылок пытались реализовать в 2013 году по инициативе Почты России и компании Logibox. Однако проект закрыли, потому что получилась сложная схема с дополнительными картами и операциями, которые не устроили клиентов.

Ситуация сейчас

В нашей стране представлено несколько сетей постаматов: Logibox, InPost (QIWIPost), PickPoint и др. Но только последняя пользуется народным доверием и любовью. Согласно информации статистиков PickPoint принимает на себя 70% доставок всего российского рынка. По последней информации сеть располагает уже более чем 10 000 автономных терминалов. А ведь рост начинался с одного терминала в «Москва-Сити» в 2010 году.

Остальные компании продолжают развиваться и стремиться за гигантами, но борьба пока не равнозначна. PickPoint имеет преимущество по времени распространения. Кроме того, компания наладила плодотворные отношения с крупными комплексами быстрой доставки, поэтому легко продолжает расширение географии охвата.

Шагом в развитии системы постаматов в будущем считается налаживание отправлений между физическими лицами. Однако путь этот труден и с множеством «подводных камней». Например, опасность использования недобросовестными и криминальными элементами для пересылки запрещенных предметов и веществ. Но возможно в будущем найдут решение и для этого вопроса.

За счет минимальных требований к месту расположения постаматов, размещать можно в любой торговой точке. Однако предпочитают магазины с круглосуточным режимом работы. А в Европе распространяются уличные постаматы, не привязанные ни к каким режимам.

Принцип работы

Механизм взаимодействия с постаматом для клиента интернет-магазина крайне прост. При заказе товара выбираете соответствующий способ доставки, далее удобный терминал и ждете. После регистрации отправления в системе и помещения в постамат придет смс-уведомление с номером отправления для терминала и временем работы торговой точки.

В удобное время клиент приходит к постамату. Перед ним предстает «ящик» с ячейками. Информацию об отправлении вводят на специальном сенсорном экране, который указывает последовательность шагов и действий и подсказывает, что и как вводить, где откроется нужная ячейка и проч.

Неоплаченные заказы перед получением оплачивают либо банковской картой, либо наличными. Для оплаты картой рядом с сенсорным экраном размещен стандартный терминал оплаты. При оплате наличными иногда возникают сложности с тем, что постамат не выдает сдачу. Однако клиенту предоставляют на выбор варианты, куда перечислить разницу:

  • на счет мобильного телефона;
  • на счет электронного кошелька;
  • на специальный бонусный счет клиента организации, если такой механизм на сайте организован.

После оплаты терминал выдает чек. Далее нужная ячейка открывается, клиент забирает заказ и закрывает ее.

Если терминал и условия доставки подразумевают вариант возврата, то постамат может быть оснащен дополнительным оборудованием для печати специальных наклеек возврата.

Главное помните, что сроки хранения отправления в постамате малы: до 3–5 дней. Поэтому не затягивайте с получением.

Заметим, что для владельца интернет-магазина, способ доставки через постамат удобен тем, что время на доставку минимально, а средства приходят на счет без задержек. И даже в случае неполучения заказа, возврат на склад для повторной продажи происходит за минимальное время.

Положительные моменты

Опишем четко по пунктам, какие преимущества получают покупатель и продавец, выбирая способ доставки через постамат.

Режим работы

Постаматы стремятся разместить в таких торговых точках, которые подразумевают максимально возможное время доступности. Подходят круглосуточные магазины или точки на улице.

Благодаря этому, покупатель не ограничен во времени получения. Заберите заказ после или перед работой, во время прогулки, в выходной или праздничный день.

Стоимость доставки

Постамат — это малый по площади пола объект. А значит, требуется меньше средств на аренду торговой зоны. Кроме того, экономию дает отсутствие необходимости платить заработную плату живому оператору. В итоге получаем экономию, которая уменьшает стоимость доставки по сравнению с иным способом.

Нет бумажной волокиты

При получении заказа через постамат для подтверждения личности и проведения операций не требуется демонстрация документов или бумаг. Нужны только номер и код из смс. Да, при необходимости требуются дополнительные коды, например, при безналичной оплате, но и в этом случае это тоже через мобильный телефон.

Получение за другого человека

Постамат унифицирует процедуру получения заказа. При невозможности получить заказ лично, передаете информацию близкому человеку, по которой сможет с легкостью получить. Нет необходимости оповещать продавца или удостоверять личность.

Анонимность

При получении некоторых товаров люди сталкиваются со смущением или нежеланием демонстрировать окружающим. Постамат позволяет избегать неловкости, ведь товары приходят запакованными в непрозрачную упаковку. Конечно, некоторые продавцы используют брендированные пакеты или коробки, но этот вопрос решить легко через поле «Комментарий» при заказе.

Быстрота и простота во взаимодействии

Операции, проводимые на терминале, подробно описаны и интуитивно понятны. Проблемы возникают при работе непосредственно с частью оплаты картой. Но тут умение пользоваться никак не зависит от того оплачиваете через постамат, через сайт или в физическом магазине.

Кроме того, в постамате нет очередей, так как невелика вероятность одновременного прихода нескольких клиентов. Получаете заказ без ожидания.

Нет контакта с продавцом

Постамат минимизирует общение с другими людьми. Если раньше это было проблемой — 30% клиентов-интровертов, то сейчас появилась тема противоковидной безопасности. Нет потенциально некомфортного общения с людьми, а руки и прочее с легкостью продезинфицируете. И заказ в ячейке лежит нужные часы, чтобы считаться безопасным, даже для самых настороженно настроенных клиентов.

Негативные аспекты

Сложности при возврате

Первый и часто озвучиваемый минус — не везде доступен возврат. Если товар не подошел, ненадлежащего качества и проч., то не через каждый постамат сразу вернете.

Справедливости ради заметим, что современные постаматы иногда оборудованы специальным механизмом для возврата, но, к несчастью, не так часто, как хочется клиентам.

Неудобно проверить заказ

Маленькая площадь под постамат и размещение внутри торговых точек не позволяет организовать зону для просмотра товара. При заказе одежды или обуви это существенный минус. В этом случае пункты самовывоза получают преимущество, даже при аналогичном условии полной предварительной оплаты.

Ограничение габаритов

Постамат не вмещает объемный или тяжелый заказ. Конечно, ячейки разного объема, но пылесос вряд ли влезет, даже в максимальную. Например, для PickPoint действует ограничение по весу 17,3 кг и размеру 36×40×60 см.

Расположены не везде

Несмотря на постоянное расширение сети постаматов, это далеко не распространенный географически вариант. Жители глубинки вряд ли дождутся чудо-техники в ближайшее время.

Самостоятельность

Несмотря на то, что значительная часть клиентов считает взаимодействие только с терминалом плюсом, но для части покупателей это становится проблемой. Людям старшего поколения разобраться, что к чему, сложно. Самостоятельность приводит к излишнему волнению и, как следствие, к ошибкам. Учитывайте это, если целевая аудитория — люди 50+.

Невыкуп

Для продавца присутствует риск, что товар без предоплаты не придут забирать. В этом случае получает «пустой» заказ, который отнимает время и прибыль, да еще и расходы на транспортировку. Однако постамат время хранения сводит к минимуму. Так, на почте товар может «зависнуть» до месяца, а тут меньше недели.

Для продавца

Рассматривая плюсы, минусы и операции с точки зрения клиента, обратим внимание на варианты, которые доступны владельцу интернет-магазинов.

С точки зрения выстраивания сотрудничества с организаторами доставки через постамат возможны два варианта:

  • помещение заказов в ячейки специальными сотрудниками в штате организации;
  • полный пакет услуг от владельца постаматов.

Первый вариант экономичней для организаций, у которых значительный регулярный поток заказов в пределах заданного города. В этом случае расходы на штатного курьера окупаются с легкостью.

Однако при обширной географии или нестабильном количестве заказов продавцу невыгодно нанимать собственных сотрудников. В этом случае использование людских ресурсов компании-постамата экономит средства.

Кроме того, не забывайте, что после заключения договора с компанией по постамат-доставке, необходимо для организации настроить специальный функционал и провести интеграцию с постамат-системами, чтобы печатать этикетки для заказов сразу в требуемой форме.

Заключение

Постамат — это удобный и доступный способ доставки товаров небольших габаритов. Для интернет-магазина — это способ быстрого взаимодействия с клиентами, а для клиентов — быстрота и удобство географического получения заказов. Не стоит бояться и недооценивать такой способ транспортировки.

Компания U-sl+Мирмекс поможет подключить и настроить для вашего сайта функционал для оформления доставки через постамат. Будьте уверены в результате!

Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности