Контроль индексации на пользу сайту
5,5 мин.
Поисковые боты регулярно и непрерывно посещают и обрабатывают страницы сайтов в сети Интернет. Делают это без «обеда и выходных». Это позволяет рассчитывать, что и ваш интернет-ресурс с некоторой периодичностью боты Яндекс и Google посетят, проверят содержимое страниц и даже, возможно, повысят рейтинг поисковой выдачи, если посчитают, что за прошедшее время сайт улучшился.
Как бы маркетологи ни старались, продумывая концепции продвижения и наполнение интернет-ресурсов, веб-программисты ни реализовывали и размещали улучшения и проч., пока изменения не зафиксируются соответствующим ботом, ждать роста поисковой выдачи утопично.
Термины и определения
Процесс проверки интернет-ресурса называют индексацией. Это алгоритм, который протекает по ряду последовательных этапов:
- посещение сайта;
- выявление его структуры и набора страниц;
- анализ содержимого страниц, которые были обнаружены;
- сохранение результатов проверки;
- выдача результата о сохранении места в поисковой выдаче или ее изменении по совокупности показателей.
Сразу обратим внимание, что поисковый бот не находится на интернет-ресурсе длительное время, просматривая полный массив страниц. Как правило, в наличии заданные ограничения на время нахождения и объем проверяемых сведений. Поэтому без предварительной подготовки сайта к индексации, исключения незначимых страниц, выделения в первую очередь ключевых и проч. ощутимо повышает вероятность, что индексация пройдет, как требуется маркетологам.
Также заранее выявляйте технические ошибки и проблемы, которые тормозят или мешают корректному проведению индексации. Такое отслеживание и устранение не сложно организовать, а польза ощутима.
Кроме того, учитывайте, Яндексу или Google при оптимизации сайта отдаете предпочтение. Механизмы действия их ботов отличаются. Так Яндекс запускает 2 типа поисковых ботов, где первые анализируют интернет-ресурс в целом и выявляют грубые или принципиальные ошибки, а вторые — ускоренные — анализируют только материалы, опубликованные за последнее время. Google-боты действуют в 2 этапа: сначала анализируют HTML-код интернет-ресурса, а затем проверяют с работу с учетом скриптов и дополнительного функционала. Таким образом, индексация Google протекает быстрее, однако в наличии повышенные требования к качеству кода. Яндекс по усредненным показателям проводит индексацию раз в 2–3 недели.
Контроль негативных моментов
Так как индексация — процесс регулярный, но не постоянный, то для его продуктивности требуется в первую очередь, чтобы если уж поисковый бот пришел, то извлекалась максимальная работоспособность. Поэтому рассмотрим главные ошибки, которые нуждаются в устранении в первую очередь.
Бот не находит страницу
Негативно, если бот анализирует интернет-ресурс, а значимые страницы не замечает или пропускает. Причин такой ситуации ряд:
- страница новая и еще не попала в реестр индексации;
- сайт обладает сложной и запутанной структурой, которая не учитывает или пропускает ряд страниц, тем самым исключая их из индексации;
- на интернет-ресурсе отсутствуют внутренние ссылки и перелинковка, которая ведет на соответствующие страницы и проч.
Таким образом, если обнаружили, что бот страницы не находит, то ему требуется помощь. Такой помощью становится наличие карты сайта. Эти условия приводят бота в нужные места и запускают для них индексацию.
С самыми новыми страницами этот метод срабатывает не в каждом случае, но тут приходится подождать непродолжительное время и боты «увидят» самостоятельно.
Отсутствие файла robot.txt или в наличии с ошибками
Для прохождения индексации корректно и по желаемому маркетологам маршруту требуется этот путь прописать и показать боту для инициации его соответствующих действий. Веб-программисты реализуют это через файл robot.txt. В нем прописывают требуемые страницы, пути индексации, ограничения и исключения. Соответственно нет файла — бот пойдет последовательно по каждой странице, пока не исчерпает собственный ресурс обращений к сайту. Файл в наличии — выстроит продуктивную схему индексации по заданным условиям.
Если файл в наличии, но в нем присутствуют ошибки, то это для индексации также негативно. Ведь так наборы страниц и даже целые подразделы могут быть, например, исключены из индексации, даже если являются критически важными.
Отсутствие доступа к страницам
Выше написали про ограничения, которые накладывает содержимое файла robot.txt. Однако не только это становится негативным и мешающим работе поискового бота. Проблемы возникают еще и по следующим причинам:
- на интернет-ресурсе проставлены в некорректных местах директивы <noindex>;
- в наличии блокировки срабатывания JavaScript;
- на сайте масса страниц, требующих для захода дополнительной авторизации и проч.
Технические неполадки
Помимо прямых запретов и корректировок на работу с содержимым интернет-ресурса, в наличии технические параметры, которые не то, что бы мешают индексации, но ощутимо ее усложняют и впустую растрачивают ресурсы, выделенные ботом на работу.
Одной из основных проблем становится низкая скорость загрузки страниц. Получается, что бот проводит на сайте достаточно времени, но тратит его впустую, ожидая отклика и загрузки информации для индексации. Причем такие проблемы возникают не только из-за того, что скорость отдачи информации серверами, где расположен сайт, мала, но и из-за того, что некорректно настроены механизмы запросов информации из Баз данных, запутанный или противоречащий друг другу код, проблемы с настройкой и работой скриптов и проч.
Что касается серверов, то тут в наличии еще ряд проблемных моментов: чем больше и регулярней на интернет-ресурсе возникают ошибки типа 4xx или 5xx, тем выше вероятность проблем с индексацией.
В отдельный перечень неполадок относят ситуации, связанные с настройкой редиректов и перенаправлений внутри интернет-ресурса. Чем длиннее такая цепочка перенаправлений, тем больше вероятность, что бот сочтет ее непродуктивной и исключит целевые страницы из индексации, а поисковый рейтинг автоматически снизит. Поэтому учитывайте количество и качество перенаправлений на сайте и не превышайте длину в 4–5 подряд.
Проблемы с контентом
Для продуктивной индексации боту требуется, чтобы наполнение страниц интернет-ресурса осуществлялось уникальным контентом на доступном пользователям языке.
Неуникальный контент или уникальный, но повторяющийся полностью или частично на сайте раз за разом, автоматически снижает поисковый рейтинг и смысл работоспособности бота.
Также отслеживайте, чтобы смысловая наполненность текста не достигалась за счет повторов или сложных однообразных конструкций, которые по сути «вода», а не полезное содержание. Современные боты таким текстам автоматически присваивают малый рейтинг, да и показатели пользовательской активности падают почти до 0.
Методы контроля индексации
Для того чтобы индексация проходила продуктивно, требуется подготавливать интернет-ресурс к ней регулярно, а также отслеживать главные показатели с помощью специализированных программ и сервисов.
Продуктивным и доступным на текущий момент считается сервис Яндекс.Вебмастер, который позволяет анализировать, какой объем страниц доступен для индексации и какие потенциальные ошибки на этом пути регулярно возникают. Анализ проводится, как поверхностно с учетом заданных главных страниц, так и «глубоко» и подробно. Полученные результаты выводят как в виде списков конкретных проблем, так и сводных диаграмм, которые анализируют проблемы с индексацией и доступностью страниц по заданным периодам времени.
Вторым по популярности в нашей стране считаю инструмент Google Search Console.
Для подробной проверки и выявления недочетов в наличии и иные сервисы типа Ahrefs, но у них в наличии ряд проблем по работе с русскими интернет-ресурсами.
Резюме
Контроль индексации — необходимая процедура для поддержания достаточного поискового рейтинга интернет-ресурса. Без индексации сайт в поисковую выдачу не попадет. Однако пуская это процесс на самотек и не контролируя, хотя бы частично, направление действий бота, рискуете получать раз за разом негативные результаты.
Улучшайте сайт, проверяйте информацию и работоспособность, выявляйте и устраняйте ошибки, наполняйте ресурс качественным и уникальным контентом и тогда индексация в каждом случае станет позитивным процессом для развития бизнеса в сети Интернет.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс проводит регулярный аудит сайтов наших клиентов на доступность и качество индексации. Мы наработали солидный опыт в разработке и доработке интернет-ресурсов для соответствия высоким требованиям, предъявляемым современными поисковыми ботами, и уверены в том, что каждый поддерживаемый нами сайт находится в состоянии, когда индексация только в плюс.
С нами ваш интернет-ресурс занимает ведущие поисковые позиции!


