Триггеры и манипуляции в продающих текстах

Время прочтения4,5 мин.

Информации к нынешнему человеку ежедневно приходит масса. В мельтешении слов, событий и эмоций выработалась привычка к тому, что привлекают внимание только «наполненные» статьи и новости. «Сухие» выдержки, демонстрация конкретных фактов и проч. кажутся людям скучными, «пресными», не привлекательными. Поэтому логично, что использовать такую подачу материалов в маркетинге нельзя.

Продающие тексты наполнены триггерами и иными текстовыми приемами, которые подсознательно заставляют читателя реагировать. Например, если речь идет о посте в социальной сети, то цель создателя — задеть читателя, чтобы тот непременно оставил комментарий. При этом не так важно положительный или отрицательный. «Задевая» чувства, побуждая хотя бы ставить смайлики, а возможно и затевать в комментариях ярые дискуссии, автор поста получает главное — трафик и популярность.

Основы

Появление текстов-манипуляций — явление не новое. Ученые утверждают, что основой для манипулятивных техник стала риторика, которая зародилась, как стремление манипулировать массами людей, а было это в V веке до н. э. Так манипуляция сначала речевая, а потом текстовая стала искусством. Только в начале XX века ученые систематизировали основные приемы и техники, накопленные за века. Хотя даже в этом случае научных и социальных исследований и публикаций малое количество по непонятным причинам.

Оглядывая объемы текстовой информации, курсирующей в онлайн и оффлайн-пространствах, замечаем, что 90% текстов манипулятивные. Даже рядовые пользователи, не понимания или не зная стандартных приемов, интуитивно пытаются «давить» на аудиторию в личных постах.

Единственное направление свободное от манипуляции — научные статьи и публикации в признанных журналах, статьи в энциклопедиях и аналогичные сведения.

Высшей манипулятивной эффективностью характеризуются материалы, созданные профессиональными писателями. Даже не каждый копирайтер сравнится с писателем. Ведь эти люди умеют не только привлечь внимание читателя, но и вызвать эмоции, которые приведут к действиям и желанию высказаться.

Заметим отдельно, что манипуляция в текстах — не зло. Это особенность мира, перегруженного информацией. Как писали выше: «пресные» тексты не вызывают интереса. Читатель часто сам хочет, чтобы им манипулировали, вызывали на эмоции, чтобы показать собственную значимость и насытить жизнь.

Печально, но факт: создавать манипулятивные тексты с благородными посылами настолько трудно, что никто не берется, т. к. стремление к выгоде побеждает.

Манипулятивные приемы

Описанные ниже методы и приемы основаны на психологии и применении в обществе «европейского» типа. Страны Востока, Арабского мира и иные характеризуются собственными национальными приемами для манипуляции.

Итак, каждый текст-манипулятор содержит ряд блоков и их сочетаний, которые выявили в результате ряда исследований:

  • триггеры;
  • оценочные элементы;
  • национальные или географические смысловые единицы;
  • отдельные конструкции в виде метафор, повторений и проч.;
  • цитаты, устойчивые словосочетания и фразы, поговорки и аналогичное.

На базе этих пяти блоков маркетологи создают тексты, которые способны задеть до 80% аудитории, в зависимости от точности попадания в целевые группы.

Разберем подробнее.

Триггеры

К ним относят слова и словосочетания, которые обладают значимостью для читателей в текущий момент времени. В том числе к ним относят имена знаменитостей и названия компаний, которые «на слуху».

Оценочные элементы

К ним относят структуры языка, для которых в наличии явный оценочный параметр — позитивный или негативный.

Причем не так важно, позитивное для людей пишете или негативное. Если манипуляция на позитиве, то пользователи захотят чаще писать согласные комментарии, а если на негативе — то велик шанс возникновения массы гневных комментариев и жарких споров. Каждый вариант равнодушным не оставляет.

Национальные смысловые единицы

Тексты-манипуляторы составляют с таким расчетом, чтобы задеть в человеке большее количество эмоций. Сделать это обезличенными или усредненными оборотами не получится. Для этого учитывают регион публикаций, основные национальные сегменты, а также особые фразы и обороты, применяемые в конкретных географических местностях.

Это затрагивает на 20% читателей больше, ведь им подсознательно кажется это близким, родным, с детства знакомым.

Отдельные языковые конструкции

Метафоры, лексические повторы, красочные риторические обороты создают у читателей заданный психологический настрой, вызвают заданные эмоции, зависящие от образности. В итоге отклик выше.

Устойчивые обороты

Это группа приемов, которые располагают к себе читателей, вызывают подсознательный ассоциативный ряд. Когда человек читает известные с детства поговорки, пословицы, даже загадки, цитаты значимых исторических личностей, литературных шедевров, «крылатых фраз» или поэзии и кино, то встретив вновь — проникается доверием.

Тексты с такими элементами выглядят иногда простовато, иногда с претензией на пафос, но в массе вызывают положительный отклик и облегчают манипуляции.

Принципы составления

На базе описанных элементов маркетологи создают продающие и иные привлекающие внимание тексты. В первую очередь составляют базовый набор триггеров: «ярких», злободневных и привлекающих внимание. Их размещают в заголовках, в анонсах, в начале текста в видимых блоках, если в наличии требование раскрывать полный текст. Это своеобразные «якоря», которые притягивают внимание людей и заинтересовывают.

Далее встраивают оценочные элементы. Информация предоставляется в виде четкого разделения на негативное и позитивное. Это позволяет быстро надавить на эмоции. Ведь у человека в наличии собственное суждение по тем или иным вопросам, а явная демонстрация позиции автора побуждает к диалогу или иным действиям.

Потом текст перерабатывают, добавляя географические и национальные особенностей речи, а также вносят языковые конструкции для повышения уровня образности.

К почти готовому тексту подбирают цитаты и иные устойчивые обороты, которые придадут «веса» и убедительности. Иногда цитаты подобраны заранее, но своеобразный пост-обзор, тем не менее, необходим.

Заключение

Манипулятивные тексты пронизывают все информационные поле. Читаете ли статью в журнале, пост в социальной сети, текст акционного предложения или описание товара, элемент манипуляции присутствует в 90% случаев.

Дело не в том, что копирайтеры и маркетологи — плохие, а в том, что такая информация воспринимается с интересом. А если в наличии интерес, то нужно его использовать.

Если создаете продающие тексты, то уделите внимание описанным в статье элементам. Исследования выявили их не просто так. Ведь человек существо социальное, ему важна причастность, поэтому триггеры и оценки работают со значимой эффективностью. Они бросают своеобразный вызов убеждениям человека и, как следствие, привлекают внимание и вызывают на эмоции.

Манипулируйте правильно. Не стремитесь чрезмерно «играть на чувствах» аудитории, но и не скатывайтесь в «сухие» описания, которые мало кому интересны. Ищите баланс.

Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности