Учимся говорить: как проводить бизнес-переговоры

Время прочтения6 мин.

Бизнес без переговоров не проходит. Приходится общаться с партнерами, клиентами, налаживать продажи и осуществлять сделки. В 70% из указанных случаев умение правильно выстроить диалог и заданное поведение позволяют достичь желаемых результатов.

При этом важно понимать, что знание теории и основ — прямая необходимость, но главную роль играет практика. Как нельзя научиться плавать, не погрузившись в воду, также нельзя научиться вести переговоры без самого процесса.

По сути, каждые переговоры — это продажи. Продаете товары, услуги, развиваете бизнес и параллельно помогаете партнерам и причастным. Поэтому повествование будет вестись в ключе приобретения умения продавать и общаться.

Так как умение вести переговоры приходит с опытом, то так или иначе методом проб и ошибок со временем этот навык приобретете. Однако каждому хочется сократить этот путь и совершить меньшее количество ошибок. Действия, которые осваивают и совершают, подразделяются на четыре направления, применяемых в совокупности.

Изучаем теорию

Процесс бизнес-переговоров и продаж описан в книгах, создано разнообразие лекций и пособий. Поэтому первоначально человеку требуется только получить представление об этом процессе.

1. Подготовка к переговорам.

Главное: четко определите, чего хотите добиться от переговоров, какой результат будет считаться приемлемым, а какой нежелательным.

Проанализируйте это и выстройте приблизительную схему переговоров. Продумайте, что заинтересует помимо основной темы, какие возражения могут возникнуть и как реагировать в тех или иных спорных моментах.

2. Установление контакта.

Требуется понять, как и с кем будут проходить переговоры. Если это деловой партнер, то озаботьтесь получением хотя бы краткой справки о человеке и компании. Причем важны не только профессиональные качества, но и личные предпочтения. Это дает темы для разговора в паузах, во время непринужденной беседы, помогает в налаживании диалога при личной встрече или онлайн, ведь темперамент человека накладывает особенности на манеру речи и мысли.

Примите к сведению: «лирические отступления» без смысла портят переговоры. Ведь это бесполезная трата времени, которую опытный бизнесмен не оценит.

В диалоге с клиентом предварительная информация тоже не лишняя, ведь сможете лучше сориентироваться, например, при возникновении необходимости быстро скорректировать бизнес-предложение.

3. Анализ пожеланий и потребностей.

Если ведете переговоры с потенциальным клиентом, то предварительная статистика дает информацию об интересах и потребностях человека. В дальнейшем быстрее скорректируете предложение непосредственно во время переговоров.

Не забывайте принцип: «Кто владеет информацией — владеем миром». Имея базовые сведения, во время диалога уточняйте, задавайте вопросы, вникайте в детали — это позволит быстрее найти компромисс.

4. Поиск вариантов решений.

На основании уточненного списка пожеланий подбираете подходящий вариант. Если речь идет о продаже товара или услуги, то на этом этапе возможны замены на иной подходящий вариант. Например, видите, что клиент хочет товар низкой стоимости, но смогли поколебать уверенность и склонить к необходимости более дорогого товара, подходящего по заданным критериям.

Или, например, в процессе диалога выяснилось, что можно расширить бизнес-сотрудничество на более выгодных условиях. Это также может гибко изменить основную стратегию.

5. Формулирование основного предложения.

Выбор конечного предложения из массы вариантов. Озвучьте не только само предложение, но и детали. Это представляет перед собеседником «объемную картинку», лучше отображает положительные моменты. Не забудьте добавлять и цифр для солидности.

6. Изучение возражений.

Конечно, не каждое предложение воспринимается второй стороной на ура. Клиент может точно знать, что нужно, а партнер видеть уменьшение выгоды. Поэтому внимательно прислушивайтесь к возникающим возражениям. Если это было продумано на начальных этапах, то вести диалог в этот момент будет легче с большей продуктивностью. В ином случае при возражениях возьмите время подумать для достижения компромисса.

7. Достижение согласия.

Когда стороны выслушали предложения и возражения друг друга, положительным итогом переговоров становится достижение согласия или компромисса. Две подготовленные стороны найдут решение, выгодное для каждого .

8. Анализ проведенных переговоров.

Этому этапу часто не уделяют должного внимания. Это ошибочная стратегия. Неважно только учитесь вести переговоры и продавать или уже в наличии опыт, важно проанализировать, как прошел диалог, какие сложности возникали, на каком этапе «засыпались». Это позволит понять ошибки, чтобы избегать повторения в будущем.

Кроме того, те или иные идеи, возникшие во время переговоров даже вскользь, дают пищу для нового плодотворного «договора». Например, неожиданно возникла потребность в ином товаре, не связанном с основным, или возможная сфера деятельности партнера оказалась шире.

 

Такая последовательность шагов бизнес-переговоров проверена на практике в течение лет и даже десятилетний. Этапы идут друг за другом в заданной последовательности. Непонимание этого или непринятие приводит к неудачному исходу.

Не забывайте и о внешнем виде. Неопрятность недопустима, ведь это не качество делового человека.

Искусство оратора

Проведение успешных переговоров человеком, который несвязно доносит до собеседника свои мысли или недостаточно разбирается в предмете разговора, утопично. Если вы руководитель, сотрудник на значимой должности или специалист по продажам, то освойте хотя бы азы ораторского искусства.

Умение связно и внятно говорить ценилось и развивалось на протяжении развития человечества. Без него теряет смысл даже правильная речь. Собеседник не поверит прозвучавшим доводам, засомневается в правильности выбора или перспективах сотрудничества.

Если с этим пунктом проблемы, то хотя бы посмотрите общедоступные лекции, запишите свою речь и послушайте со стороны. Кроме того, ораторский навык нужен в каждой сфере жизни. Поэтому, освоив только для, казалось бы, бизнес-целей, не заметите, как положительные изменения коснутся и иных сфер.

Тело и мимика

Каждый хотя бы раз в жизни при общении сталкивался с ситуацией, когда собеседник вроде бы говорит правильные вещи, а не верите, закрадываются сомнения или фальшь. По статистике на «язык» телодвижений приходится 55–60% общения. Человек может даже не осознавать, но подсознание тщательно собирает сведения о положении тела, движениях глаз, рук и проч. Поэтому успешные бизнес-переговоры без владения телом в каждый момент времени невозможны.

Конечно, в наличии возражения, что вы не профессиональный актер и не хотите постигать эту сферу. Это и не нужно. Освойте набор базовых приемов, отработав которые до автоматизма, уже получите результат:

  • Улыбайтесь.
    С улыбкой человеку живется легче, а искренняя улыбка, хотя бы при встрече и расставании, поможет расположить к вам собеседника.
  • Избегайте чрезмерной жестикуляции.
    Люди подсознательно опасаются тех, кто при разговоре машет руками, «тычет» пальцем или неспокойно сидит на месте. Это расценивают, как импульсивность и неуравновешенность поступков и решений. Кроме того, это выглядит агрессивно и вызывает подсознательное желание защищаться.

Понаблюдайте за собой, попросите близкого человека описать ваши действия и манеру речи. Сознательно поработайте над сложными моментами. Да, никто не заставляет становиться актером, но умение «входить в роль» успешного бизнесмена поможет стать таковым как на переговорах, так и в каждый рабочий день.

Психологические приемы

Помимо описанной выше информации в наличии и набор лайфхаков, которые разработали маркетологи для облегчения работы и улучшения показателей продаж. За основу взяты психологические приемы.

Опытный «продажник» сможет сбыть даже порванный мяч. А о способностях и «гипнозе» цыган ходят легенды. На самом деле все упирается в психологию. Понимание принципов работы мозга, как те или иные методы убеждения работают на людей с разным характером, помогает подобрать к каждому «ключик».

Если нет желания изучать этот вопрос глубже, то освойте базовые приемы:

  • Чаще зовите собеседника по собственному имени или имени-отчеству, в зависимости от конкретного случая. Имя — то, что сопровождает человека с рождения, поэтому при личном обращении настраиваете на более близкое и «теплое» общение.
  • Методы «зеркала» тоже работают, когда слегка копируете осанку, жесты, действия, даже манеру речи и «громкость» собеседника. При умеренном применении это вызывает более доверительное отношение.
  • Не забывайте говорить комплименты и приятные слова. Злоупотреблять этим не стоит, но в меру оказывает положительное влияние.

Общение по телефону

В наши дни телефонный разговор для переговоров постепенно сходит на нет. Его место занимают конференции через интернет, где собеседники видят вдруг друга так же, как и при личной встрече.

Однако для переговоров о продажах телефон — современное средство. Сколько предложений постоянно поступает о приобретении товаров или заказе услуг. Основным правилом для менеджера становится корректность и недопущение грубостей. Каждый человек и потенциальный клиент важен и может негативно повлиять на репутацию компании при неудачном опыте.

Заключение

Чтобы правильно вести деловые переговоры требуется знание базовой теории, которую описали в статье. Остальное возможно получить только на основе собственного опыта. Общаясь, применяя те или иные приемы, разработаете собственный стиль, который поможет добиваться успеха именно вам.

  Оставить заявку

 

Этот сайт использует cookies. Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies и принимаете Соглашение о конфиденциальности